Литературный сценарий фильма "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет", 1965, спец. приз МКФ в Венеции 1965 г.), ставшего одним из главных культурных событий "оттепели".
12 листов илл. с кадрами из фильма.
Тираж 7 000 экз.
"...В начале 1963 г. картина была принята министерством кинематографии. Но 7 марта 1963 г. в Кремле на встрече руководителей партии и правительства с творческой интеллигенцией Н.С. Хрущев вскользь упомянул о фильме, как о незавершенной работе, а на следующий день выступил с резкой и необоснованной критикой картины. Особый гнев вызвала сцена, где герой разговаривает со своим погибшим на войне отцом. То что отец не может помочь сыну советом, истолковано как попытка поссорить отцов и детей, противопоставить разные поколения.
Многочисленные обсуждения фильма на различных уровнях, несмотря на принципиальную позицию сценариста и режиссера, все-таки привели к тому, что поправки были сделаны. Однако не всегда они ухудшали картину. По мнению самого Хуциева, были и приобретения. Сцена, где начальник пытается сделать подчиненного доносчиком, после переделок стала проще и выиграла, однако сильно был сокращен эпизод поэтического вечера, в сцене с отцом из-за смены актера утрачен типаж. Новый вариант фильма вышел на экраны под названием "Мне двадцать лет".
Но и во втором варианте осталось то, ради чего снималась картина. Судьбы трех друзей – каркас, на котором крепятся эпизоды. Режиссер выделяет фрагменты повседневности и, внося их в пространство фильма, наделяет такой эстетической значимостью, что фрагмент делается знаком того или иного временного периода. Первомайская демонстрация именно такой знак, в искренность чувств людей, шагающих в праздничной толпе, верится, несмотря на то, что вскоре демонстрации стали воплощением казенности и показухи.
Хуциев лишает символы символической окраски, возвращает им жизненность, такова смена караула у Мавзолея в той же "Заставе Ильича". Более того, он создает приметы времени, и те переходят с экрана в жизнь. Так, вечер в зале Политехнического музея, на котором выступали молодые Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, организован специально для фильма "Застава Ильича". Снятый материал вошел в картину, а поэтические вечера стали традиционными. Парадоксальным образом здесь хуциевский кинематограф перекликается с кинематографом С. Эйзенштейна, ведь эпизод взятия Зимнего из фильма "Октябрь" используют как кинохронику. Зрители в зале Политехнического (среди них актеры) также стали частью документа (эпизод одновременно существует в двух планах – и художественном, и документальном).
Под названием "Застава Ильича" восстановленный первый вариант фильма был выпущен на экраны в 1988 году". (Е. Перемышлев)