Книга Леонарда Турнейзера "Magna Alchymia: dass ist ein Lehr vnd Vnterweisung von den offenbaren vnd verborgenlichen Naturen, Arten vnd Eigenschafften, allerhandt wunderlicher Erdtgewechssen, als Ertzen, Metallen, Mineren, Erdsäfften, Schwefeln, Mercurien, Saltzen vnd Gesteinen ... : jtem Onomasticum vnd Interpretatio oder aussführliche Erklerung, etliche frembde vnd (bey vielen hochgelarten, die der lateinischen und griechischen Sprach erfahren) vnbekante Nomina, Verba, Prouerbia, Dicta, Sylben, Caracter, vnd sonst Reden, deren nicht allein in des theuren Philosophi vnnd Medici Aurelij, Theophrasti Paracelsi von Hohenheim, sondern auch in anderer Authorum Schrifften, hin vnd wider weitleufftig gedacht, welche hie zusammen nach dem Alphabet verzeichnet": Gedruckt zu Cölln: Durch Johannem Gymnicum, jm Einhorn, 1587.
Швейцарец Леонгарт Турнейзер (Leonhart Thurneysser) алхимик и чудо-доктор, был лейб-медиком курфюрста Бранденбургского, занимался астрологией, алхимией и считался "чернокнижником". Переменчивая судьба гоняла его по разным странам, однажды он наполовину превратил железный гвоздь в золотой, и произошло это на глазах одного кардинала, засвидетельствовавшего письменно: "Турнейзер опустил раскаленный гвоздь в красную протраву, и опущенный конец превратился в золото. Произошло это в Риме 20 ноября 1586 года". Гвоздь долгое время выставлялся для осмотра публике как доказательство истинного алхимического мастерства. Однако, когда в 1730 году путешествовавший по Италии Иоганн Кейслер заинтересовался этим раритетом, то не смог получить вразумительного ответа. "По-видимому, уже многие годы стыдятся показывать этот гвоздь, после того как было обнаружено, что это - обман и весь фокус заключается в незаметной пайке",- так написал Кейслер в своем отчете, опубликованном в 1740 году. Турнейзер обманул зрителей простым фокусом. С большим искусством он припаял к железному гвоздю золотое острие, которое покрыл соответствующей краской. В процессе алхимической операции окраска исчезла, и одураченные зрители увидели блеск золота.
При превращении ртути в золото, наиболее популярном в те времена, необходимо было выделить золото, "запрятанное" в ртути. В измельченном состоянии золото почти мгновенно растворяется в жидкой ртути, которая не меняет при этом своей характерной серебристой окраски. Известно, что такие амальгамы золота остаются жидкими вплоть до содержания его 10-12% и выглядят, как чистая ртуть. Отогнать жидкую ртуть - это детская игра для алхимиков. После испарения ртути в тигле оставалось чистое золото.