ISSN: [не указан]; Периодичность: 1 раз в 3 месяца
Язык: русский
На сайте с 24.05.2007
Описание
После 80-летнего перерыва вышел в свет журнал "Русское искусство"
Он был создан в 1923 году при участии Александра Бенуа, Евгения Замятина и Осипа Мандельштама.
Новый журнал посвящен, в основном, русскому художественному наследию, а также классике отечественного искусства 20 века. В издании будут освещаться события художественной жизни, как крупных культурных центров, так и российских регионов - собрания музеев, личные коллекции, выставки, научные открытия. Большое внимание будет уделяться малоизвестным и неизвестным страницам русского искусства, жизни крупных художников, возвращению незаслуженно забытых имен.
Содержание номера
Номер, посвященный И.Э. Грабарю, в равной мере можно считать и юбилейным - в будущем году исполнится 140 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича, и мемориальным - вот уже полвека как его не стало. Работа редакции над данным выпуском шла, однако, без привязки к какой-то конкретной дате: он третий (после "третьяковского" и "остроуховского"), логично завершающий ряд монографических номеров, инициированных издателями "Русского искусства" - Благотворительным Фондом имени П.М. Третьякова. В 1913 году И.Э. Грабарь сменяет И.С. Остроухова в должности попечителя Третьяковской галереи, а с 1918 по 1925 год является ее директором. И акцент в этом номере естественным образом ставится на деятельности Грабаря, связанной с жизнью галереи. Из всего авторского коллектива этого выпуска половина - сотрудники ГТГ; их статьи базируются на богатой фактологии, почерпнутой из архивов, хранящихся в отделе рукописей Третьяковки. Поэтому целый корпус материалов, вводящих в научный обиход новые документы и факты, имеет важное источниковедческое значение. Однако всех без исключения авторов волнует личность Грабаря: каждая из статей "работает" на его образ. Художник, историк искусства, пекущийся о сохранении наследия, организатор реставрационного дела, создатель и руководитель научных институтов, методических советов и исследовательских комиссий, педагог и прочее и прочее - как можно было реализовать, притом в высшей степени успешно, столько творческих, научных и организационных замыслов за одну человеческую жизнь? Номер, который вы, дорогие читатели, держите в руках, - попытка постичь, насколько это возможно, многогранность личности Грабаря, а также значение этой личности для современной культуры. В "Автомонографии" Игорь Эммануилович писал о себе так: "Меня часто спрашивают, как я мог физически успевать делать все то, что довелось сделать. Думается, только потому, что была воля к труду и страсть к труду: как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда". Грабарь, разумеется, был сверх меры одарен разными талантами, но прежде всего он был великий труженик. Многое в его личности объясняют автопортреты. Они подчеркнуто прозаичны, скупы по своим выразительным средствам, лишены какого-либо декоративного жеста или эффектной детали. Это автопортреты предельно собранного, целеустремленного человека, движимого "волей и страстью к труду" - тем, что сам в себе Игорь Эммануилович ценил более всего.