В течение десятилетия, с 1843 по 1852 г., Тургенев написал для русского театра десять пьес.
Это - драма "Неосторожность" (1843), "Безденежье" (1846), комедия "Где тонко, там и рвется" (1848), комедия "Нахлебник" (1848), комедия "Холостяк" (1849), "Завтрак у предводителя" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1851), сцена "Разговор на большой дороге" (1850), комедия "Вечер в Сорренте" (1852).
Пять из перечисленных пьес вошли в десятый том Полного собрания сочинений И.С. Тургенева (в 12 томах), изданного в типографии А.Ф. Маркса в 1989 году, как приложение к журналу "Нива".
Пьесы И.С. Тургенева сейчас во всем мире признаны, как образцы классического театрального искусства, но в 1879 году театральные критики не понимали их значения. Театры отказывались ставить комедии Ивана Тургенева на сцене.
Отсутствие упора на внешний эффект и явно выраженных комических и драматических сцен, по мнению театральных деятелей той поры, делало пьесы Ивана Сергеевича непонятными для зрителя-обывателя. Автор заинтересован прежде всего психологией действующих лиц, внутренним миром героев, тонкими переливами их чувств и мыслей, вызванных событиями. Зритель театра И.С. Тургенева должен был больше размышлять, сопоставлять, следить за тонкими перипетиями словесных турниров героев, чем смеяться, негодовать, восхищаться или ненавидеть. Он должен был по ходу действия подвергать анализу поступки и мысли героев и в то же время критически оценивать свою собственную жизненную позицию.
Поэтому вместо предисловии к изданию своих произведений Тургенев поясняет, почему он принял решение включить "Сцены и Комедии" в издание своих сочинений. Он пишет про свои пьесы: "неудовлетворительные на сцене, могут представлять некоторый интерес в чтении".
Действительно, над тонкой психологической драмой, медленно раскрываемой в сюжетах Тургенева, как и над красотой комических оборотов некоторых сцен, удобнее поразмыслить именно держа перед глазами текст пьесы великого драматурга. Возможность перечитать понравившийся отрывок, в отличие от непрерывного театрального действа, позволяет понять всю глубину авторского замысла.
Пьесой "Неосторожность" открывается драматургическая деятельность И.С. Тургенева. Она первой из его произведений для сцены опубликована в печати и первой явила собой завершенный образец театральных опытов молодого автора.
Белинский характеризовал ее как "вещь необыкновенно умную, но не эффектную для дуры публики нашей"
О пьесе "Где тонко, там и рвется" в 1848 году писал Некрасов: "Без преувеличения скажу… что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать".
"Нахле́бник" - комедия1848 года. Предназначалась для бенефиса актера М. С. Щепкина.
Пьесы "Безденежье" и "Холостяк", напечатанные в 1898 году в десятом томе А.Ф. Марксом, были также отрицательно прокомментированы критиками сцены, что не умаляет их истинного значения для думающего читателя.